Выдача микрокредита производится после выполнения следующих процедур:
предоставления необходимого перечня документов;
оценки финансового состояния и кредитоспособности заемщика;
оформления финансового заключения о возможности предоставления микрокредита;
оформления финансового заключения об определении залоговой стоимости имущества;
оформления юридического заключения по предоставленным документам;
оформление заключения риск-менеджера;
вынесения решения кредитным комитетом о предоставлении микрокредита;
заключения договора о предоставлении микрокредита/договора об открытии микрокредитной линии, договора залога, договора гарантии и иных договоров;
наложения обременения на залоговое имущество по месту регистрации объекта залога в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
После принятия кредитным комитетом решения о выдаче займа процесс выдачи выглядит следующим образом:
Описание блок-схемы:
Кредитный администратор:
кредитный менеджер передает кредитному администратору по акту-приема-передачи кредитное досье заёмщика. В дальнейшем кредитный администратор при выполнении кредитных операций несет ответственность за сохранность кредитного досье;
кредитный менеджер передает кредитному администратору по акту-приема-передачи оригиналы правоустанавливающих документов на обеспечение. В дальнейшем кредитный администратор несет ответственность за своевременную передачу пакета документов на хранение в кладовую/хранилище;
кредитный администратор проверяет соответствие документов прилагаемой описи и наличие подписей на всех документах При ненадлежащем оформлении описи и документов в кредитном досье возвращает документы на дооформление. Проверяет соответствие условий кредитования заемщика условиям, одобренным кредитным комитетом и в случае их соответствия, вносит данные по заемщику и микрокредиту в программу;
кредитный администратор составляет проекты договора займа, соглашения об открытии кредитной линии, договора обеспечения (залога, гарантии, залога, поступающего в будущем) и передает их на согласование юристу.
при отсутствии замечаний договоры обеспечения кредитный администратор распечатывает в необходимом количестве экземпляров и документы предоставляются на подпись Заявителю. После подписания сторонами (заемщиком, залогодателем, кредитором) и проставления печатей (при их наличии), кредитный администратор/кредитный менеджер передает оригиналы договоров обеспечения заемщику для регистрации обременения в соответствующих уполномоченных органах;
регистрация договоров обеспечения в уполномоченных органах осуществляется залогодателем/заемщиком. Срок регистрации устанавливается действующим законодательством;
после регистрации прав (обременений) на имущество, заемщик предоставляет оригиналы документов на имущество с приложением справки о регистрации прав (обременений) на залоговое имущество кредитному администратору/кредитному менеджеру и передает их по акту;
кредитный администратор приходует залоговое обеспечение и правоустанавливающие документы на внебалансовый учет;
кредитный администратор создает дополнительное соглашение с видом Финансирование, формирует график погашения. Документы подписываются всеми сторонами.
кредитный администратор формирует распоряжение на выдачу микрокредита, визирует его у ответственных лиц.
кредитный администратор передает подписанное распоряжение в бухгалтерию вместе с актом приема-передачи для оприходования в кладовую/хранилище пакет документов с оригиналами договоров обеспечения, договоров финансирования, правоустанавливающих документов на залоговое имущество и нотариальных заявлений и другое.
Бухгалтерия осуществляет выдачу заемных средств путем перечисления в безналичном порядке на расчетный счет заемщика в банке второго уровня.
Выдача микрокредитов производится только на основании решения кредитного комитета и полного пакета документов, сформированного в установленном порядке кредитным менеджером и переданного в виде кредитного досье кредитному администратору, а также после соответствующей передачи оригиналов документов кредитным администратором для последующего оприходования в кладовую/хранилище.
Процесс выдачи займа бухгалтером в упрощённом виде представлен на рисунке ниже:
После проведения документа «Договор займа», создается «Распоряжение на выдачу». Для этого необходимо выделить договор – Создать на основании - Распоряжение на выдачу
Проверить все данные – Провести и закрыть
Платежное поручение исходящее/расходный кассовый ордер
После проведения документа «Распоряжение на выдачу», создается «Платежное поручение исходящее/Расходный кассовый ордер». Для этого необходимо выделить Распоряжение на выдачу – Создать на основании – далее выбрать из выпадающего списка
В появившемся окне заполняются все необходимые данные и проставляется счет расчетов 3390.28.01/3398/3388
Важно****
Номера счетов проставляются согласно Плана счетов
Для распределения выданной суммы, необходимо создать «Платеж исходящий»
****Распределение суммы на долгосрочный и краткосрочный ОД в системе производится ежедневно в автоматическом режиме.
Платеж исходящий
Данная операция делается в меню «Выданные займы – Расчетные документы – Помощник распределения платежей»
В появившемся окне появится список документов, подлежащих распределению. После отображения списка документов за указанный период, можно отсортировать «Необработанные», которые после нажатия кнопки «Создать/обновить документы оплаты» будут отображены во вкладке «Расчетные документы».
Созданные проводки по данному документу можно увидеть, нажав на кнопку Дт/Кт
Погашение займов
Платежное поручение входящее/приходный кассовый ордер
В документе «Платежное поручение входящее/Приходный кассовый ордер» счетом расчетов так же должен быть указан транзитный счет 3390.28.01/3398/3388. В платежном документе нет необходимости разделения суммы по договорам контрагента. Вся сумма относится на любой действующий договор контрагента
Документ «Платеж входящий» (Выданные займы – Расчетные документы по займам) используется для распределения сумм погашения обязательств.
!!!Распределение входящих платежей делается, как было описано выше через «Помощник распределения»
Система автоматически определяет порядок погашения обязательств по всем договорам заемщика в соответствии с очередностью погашения
Эту настройку можно посмотреть во вкладке «Выданные займы – Параметры учета займов –Очередность погашения)
В случае отсутствия текущих обязательств к оплате по графику, суммы относятся на вид расчетов «Предоплата по контрагенту»
В день платежа по графику, документом «Закрытие периода» суммы предоплаты будут использованы в счет погашения текущих обязательств
Закрытие периода
Документ предназначен для выполнения расчета на заданную дату
С помощью него выполняется расчет следующих операций:
начисление вознаграждения и пени
вынесение на просроченные виды расчета
зачет авансов (использование предоплаты)
После проведения документа «Закрытие периода» расчетные документы «Платеж входящий/исходящий», а также «Договор займа» блокируются от изменения пользователями.
Документ «Закрытие периода» проводится в регистры бухгалтерского и оперативного учета. После его проведения можно формировать отчеты кредитного блока: Ссудный портфель, Анализ взаиморасчетов по займам и др.