Подсистема учета выданных займов предназначена для автоматизации следующих процессов:
Под договором займа здесь и далее подразумеваются следующие виды договоров:
По данным подсистемы формируются различные отчеты по ссудному портфелю. Также, эти сведения могут быть выгружены в кредитные бюро (Государственное кредитное бюро, Первое кредитное бюро).
Ежемесячно финансовая организация может проводить регламентные расчеты:
Более подробно описано здесь.
*Ввиду значительных различий в методике расчета по стандарту МСФО-9 в различных организациях, в системе реализована только загрузка сведений по провизиям из файлов Microsoft Excel. Доработка данной функции до полностью автоматизированного расчета выполняется на индивидуальной основе по запросу организации.
Далее рассмотрены вышеперечисленные процессы и их реализация в системе.
Договоры кредитной линии (рамочные соглашения) предназначены для регистрации сведений об открытых кредитных линиях и учета условных обязательств по ним.
Кредитные линии могут быть возобновляемые, невозобновляемые и смешанные; для каждой из частей кредитной линии задается доступный лимит и период доступности.
После ввода кредитной линии можно распечатать договор; он будет записан в кредитное досье заемщика.
Кредитная линия активируется при проведении и увеличивает сумму условных обязательств. При соответствующей настройке, формируются проводки по забалансовому счет условных обязательств.
Договор займа является отправной точкой учета ссудной задолженности. Договор займа описывает условия выданного займа, в том числе:
Все указанные сведения вводятся и хранятся в документах «Условия договоров займа». Для ввода договоров займа у пользователя должны быть права доступа «Кредитный администратор».
При вводе договора займа имеется возможность сформировать печатную форму договора, с одновременным помещением ее в кредитное досье.
В случае изменения условий займа, в системе необходимо ввести дополнительное соглашение к договору займа. Общее количество доп. соглашений не ограничено, но не более одного в день.
Для регистрации сделок по финансовому лизингу с лизингополучателем, предназначены договоры финансового лизинга (ДФЛ). В договорах финансового лизинга заполняются следующие данные:
Договор финансового лизинга в своей работе тесно связан с Договором купли-продажи предметов лизинга, в котором описаны условия закупа. Договор финансового лизинга доступен в главном меню системы в разделах «Выданные займы» и «Финансовый лизинг». Для ввода договоров лизинга у пользователя должны быть права доступа «Кредитный администратор».
По аналогии с договором займа, имеется возможность сформировать печатную форму в формате Microsoft Word и поместить ее в кредитное досье.
В некоторых случаях, например при оплате аванса поставщику предметов лизинга, необходимо вводить доп. соглашение к ДФЛ. При этом, система будет формировать забалансовый основной долг и начислять по нему вознаграждение.
В случае, когда выдаваемый заём обеспечен залоговым имуществом, в системе создается документ «Договор залога», с помощью которого регистрируется залоговое имущество и правоустанавливающие документы. Правоустанавливающие документы автоматически помещаются в кредитное досье заемщика.
Если заём обеспечен гарантиями третьих лиц, они также регистрируются в системе с помощью документов «Договор гарантии».
В договоре залога/гарантии указывается, какие именно займы или кредитные линии обеспечивает данный залог (гарантия). Возможно использование кросс-залогов, т.е. один залог может обеспечивать несколько займов, в том числе разных заемщиков; также один заём может быть обеспечен несколькими залогами.
После ввода данных по договору залога/гарантии, можно сформировать печатную форму и поместить ее в кредитное досье заёмщика.
Для ввода договоров залога (гарантии) у пользователя должны быть права доступа «Кредитный администратор».
Выдача займа включает в себя следующие шаги:
Рассмотрим подробнее каждый из шагов.
Для формирования распоряжения на выдачу применяется документ «Распоряжение на выдачу». Документ вводится на основании документа «Условия договора займа», полностью заполняется из него и далее используется либо для печати распоряжения, либо для согласования в электронном виде.
Если выдается заем (транш), обеспеченный залогами, необходимо также создать документ «Распоряжение на приходование залогового обеспечения». Он предназначен для оприходования залоговой стоимости обеспечения на внебалансовый учет.
Если организация принимает оригиналы правоустанавливающих документов на залоговое обеспечение и хранит их в течение срока займа, то необходимо также создать документ «Прием документов от контрагента», в котором отразить список правоустанавливающих документов, принятых на хранение.
Все указанные документы могут быть созданы из процесса «Рассмотрение заявки на выдачу займа».
Далее, весь комплект документов (распоряжение на выдачу, распоряжение на приходование залогов и распоряжение на передачу правоустанавливающих документов на ответхранение), согласовывается и утверждается ответственными лицами организации, после чего передается бухгалтеру на исполнение.
Бухгалтер находит в системе распоряжение на выдачу по номеру, сверяет данные в документе «Условия договора займа» с подписанным договором займа и проводит его. Также, бухгалтер сверяет данные договоров залога с подписанными документами и проводки договор залога и распоряжения на приходование залогового обеспечения и правоустанавливающих документов.
После этого, бухгалтер на основании распоряжения на выдачу формирует платежное поручение и производит перечисление денежных средств заемщику.
Когда банк подтверждает факт перечисления денег, бухгалтер проводит платежное поручение и через помощник распределения формирует документ «Платеж исходящий».
Заметим, что по требованию законодательства, сведения по выдаче займов физическим лицам (в том числе ИП, КХ), должны быть переданы в ГКБ и/или в ПКБ в конце рабочего дня. Поэтому все указанные операции бухгалтер должен сделать в течение дня, до 19:00. В 19:30 система автоматически отправляет сведения о выдаче в кредитное бюро.
Если договор займа заключен с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели (целевой заем), заемщик обязан обеспечить возможность осуществления кредитором контроля за целевым использованием займа.
В таком случае заемщик обязан использовать кредит только по целевому назначению, а также предоставить в течение определенного количества времени документы, подтверждающие целевое использование займа.
Учет поступающих от заемщиков платежей реализован с использованием транзитного счета. При этом:
Распределение делается в тот же день, что и платежное поручение/приходный кассовый ордер, тем самым транзитный счет полностью закрывается в конце каждого дня.
После распределения платежей с помощью документов «Платеж входящий», необходимо ввести новый документ «Закрытие операционного дня» и провести его. Будут рассчитаны все начисления вознаграждения и пени с даты предыдущего операционного дня, с формированием необходимых проводок по учетным регистрам, бухгалтерскому и налоговому учету. Согласно графиков в договорах займа, система также формирует движения по вынесению на просрочку или зачету предоплаты.
После закрытия операционного дня блокируются:
Заметим, что все отчеты в меню «Выданные займы», «Обеспечение и документы», «Интеграция» выдают правильную информацию только когда закрыт операционный день. Выгрузку данных в кредитные бюро можно делать только после закрытия операционного дня.
В любой момент для получения развернутой информации о займе, можно просматривать лицевой счет по договору займа. Лицевой счет доступен:
Лицевой счет предоставляет полную информацию о всех движениях по договору займа, с возможностью перехода в первичные документы. Имеется возможность формировать л/счет на любую дату, в том числе будущую, для просмотра начислений и суммы задолженности. Также, лицевой счет может быть распечатан для предоставления заемщику.
При выходе на длительную просрочку создается процесс «Проблемный займ». В зависимости от настройки, процесс может создаваться автоматически в закрытии операционного дня, либо вручную.
В рамках работы с проблемным займом, специалисты отражают произведенные действия в привязке к процессу. Это позволяет проводить анализ действий специалистов и накапливать документацию в кредитном досье заемщика.
В случае длительной просрочки по займу (90 и более дней), организация может инициировать процессы взыскания задолженности. В этом случае, в системе регистрируется дополнительные процессы «Взыскание через суд», «Реализация залогового имущества»(в_разработке), «Судебная реализация имущества»(в_разработке), с помощью которых ответственные лица могут формировать различные уведомления, требования, судебные иски и т.д.
В случае заключения медиативных соглашений или получения решения суда о взыскании задолженности, в системе регистрируются соответствующие документы.
Одним из этапов экспертизы залогового обеспечения является осмотр предмета залога.
В ходе осмотра специалист по залогам устанавливает и фиксирует наличие идентификационных признаков залога (например, адрес, заводские номера, марку и год выпуска и т.д.), а также проверяет отсутствие физических дефектов. Изучается соответствие фактических и заявленных характеристик обеспечения, проводится сверка/сопоставление с правоустанавливающими и идентификационными, техническими документами, проверяется состояние инженерных коммуникаций и т.д.
По результатам осмотра составляется заключение, в котором описывается состояние предмета залога, его характеристики, дефекты (при наличии), а также определяется его залогоавая стоимость.
При выполнении фактического осмотра залога, его результат регистрируется в системе с помощью документа «Осмотр залогового обеспечения».
Одним из условий выдачи займа может являться страхование, т.е. для получения займа заемщик должен будет застраховать недвижимость, которая выступает залогом по займу.
Страхование предмета залога выступает гарантией для кредитора при рисках: повреждения, уничтожения, утраты предмета залога в результате непредвиденных событий: пожара, взрыва газа, повреждения водой, стихийных бедствий и иных форс-мажорных обстоятельств.
Страхование - это гарантия покрытия непредвиденных рисков кредитора при выдаче заемщику немалой суммы денег.
Заемщик производит страхование на ежегодной основе.
Для регистрации информации по страхованию объектов залога предназначен документ «Регистрация страхования объектов».
Документ предназначен для регистрации в системе сведений по страхованию залога - стоимости и сроков страхования.
При нормальном завершении договора займа, т.е. при полном его погашении, система закрывает договор автоматически. Также, автоматически закрываются договоры займа, по которым не было выдачи в течении 90 дней.
В редких случаях, например, при расторжении может понадобиться принудительно закрыть договор займа. Для этого предназначен документ «Закрытие договора займа».
Учет в системе условно разделяется на:
Учет обязательств (долга) заёмщиков. По всем видам задолженности - основной долг, вознаграждение, пеня и т.д. Подробно процесс учета описан здесь;
Учет условных обязательств. Под условными обязательства здесь подразумеваются обязательства организации по открытым кредитным линиям;
Учет залогового обеспечения и гарантий. При выдаче займа залоговое обеспечение учитывается распоряжениями на внебалансовых счетах и в учетных регистрах; Подробно описано здесь
Учет правоустанавливающих документов. При поступлении залогов, как правило, учитываются также правоустанавливающие документы по залогам. Система позволяет учитывать их в разрезе заемщиков и местонахождения (склад/ответственный); Подробно [описано здесь](/ru/ЗалогиИДокументы/pledgesAndDocuments/(#правоустанавливающие-документы)
Учет предметов лизинга. Каждый предмет лизинга проходит несколько стадий (покупка, передача, возврат и т.д.) и учитывается в подсистеме финансовый лизинг; подробно описано здесь
Учет финансовых инструментов - дисконта (премии) и резервов. Производится на основе регламентных документов на ежемесячной основе. Подробно описано здесь.
Учет денежных средств - реализован в подсистеме «Казначейство» и предназначен для формирования платежного календаря и различных прогнозов ликвидности(в_разработке).
Все перечисленные здесь виды учета реализованы с применением учетных регистров, которые являются первичными для формирования отчетности. Дополнительно, если это задано в настройках, при проведении документов могут также формироваться сводные или детальные бухгалтерские проводки.